герой мужчинаГероическая тематика всегда завораживала и интересовала своей силой, внутренней энергетикой, зависимостью от судьбы. Чем дольше человек живет под лозунгом: «Не высовывайся!», тем сильнее у него потребность к созданию образа, идеального героя – супермена, который компенсирует собственный недостаток в самовыражении через героизм.

Гиперболизированный культ тела и оружия пробуждает у людей потребность сопереживать, вживаясь в образ дешёвого киношного героизма. Но, если посмотреть на эту проблему с точки зрения философского анализа начиная с Ницше, то можно понять или хотя бы объяснить реальный внутренний мир сегодняшней модели героев.

Культивирование агрессивного и непобедимого образа мужчины-воина можно проследить в древних мифах, балладах, сказках. Связующим фактором относительно психологического идеала существуют три позиции сознания, которые выбираются в зависимости от того, чем они есть на самом деле, на чём базируется их мотив и позиция.

Первая позиция сознания: героем, мужчина осознаёт себя тогда, когда благодаря своему успеху побеждает внутренние сомнения.

Живя в зените собственного идеала, мужчина-герой ассоциирует себя в качестве полубога и совершенно не задумывается о возможном поражении и падении своего авторитета. В Древнем Риме, триумфаторам, проезжающим по городу было разрешено демонстрировать своё великолепие и превосходство народу, который в свою очередь демонстрировал своё поклонение и раболепие перед новом героем. Колесницу героя треумфатора, влюблённого в собственный успех сопровождал раб, обязанностью которого было выкрикивание одной единственной фразы: «Треумфатор, помни – ты смертен!»

Вторая позиция сознания: герою, который осознаёт мораль – никогда не добиться вершины успеха.

Больше всего такого героя интересует сам героический образ, идеал, но человек не всегда может длительное время соответствовать этому идеалу и быть примером для подражания. Он борется честно и справедливо, но не чувствует потребности лишний раз доказывать свой героизм. Для такого человека хорошей платой за героизм платой есть – слава, а наказанием – в лучшем случае смерть, в худшем – бесчестье.

В одной семье могут вместе сосуществовать различные типы личностей, и герои и непостоянные типы. Герой берёт на себя роль Бога и награждает остальных смертью. Такую ситуацию очень тонко подметил Гоголь у Тараса Бульбы, который убивает своего сына для всеобщего блага и патриархальной справедливости.

Модель проста: кто дарит жизнь и славу – отец или Родина, имеют право их забрать. Герой имеет право на войну и смерть, он может быть розпятый, как Прометей или Иисус, а апостолы типа Иуды, которые есть непостоянными как в своей вере, так и в своей измене, могут всего лишь умереть без лишних мучений.герои мужчины

На третьей позиции сознания находится герой-трус. Безусловно, он, находясь под давлением собственного образа обязан сыграть роль героя, чтобы спрятать свой страх. Он раздваивается от выбранной роли и простого парализующего чувства страха, поэтому такой, ложный  герой очень тонко чувствует чужую фальшь.

В сознании военных людей огромную роль играет военная иерархия, которая отзеркаливает классовую структуру общества. В древние времена воин-рыцарь занимал наивысшее положение в военной иерархии. Ниже всех стоял наёмник, которому за героизм платили деньги. Для рыцаря война была лишь подтверждением собственного героизма и аристократического образа, поэтому в его морали огромную роль играл фактор чести.

Фактор рыцарской чести имел огромную силу и авторитет. Другое дело – наёмник, для которого героизм – работа за определённую плату и полное отсутствие моральных качеств. Оруженосцы в военной иерархии занимали последнее место, и имели полное право на трусость. Благодаря гениальности Сервантеса перед нами открывается образ испанского рыцаря-героя.

Героизм Дон ки Хота есть не что иное как проекция, которая принадлежит одной рыцарской половине, в которой мельница принимается за  огромное чудовище, а падшая женщина – дамой из высшего общества.

Герой в древности мог проявить и показать себя в поединке один на один с противником, но современные правила жизни и ведения войны полностью обесценили поединок. Современный герой, это, скорее всего политик, техник, финансист, государственный служащий и т.д. В людском сознании произошли огромнейшие изменения, и родился образ нового героизма. Эгоистическая потребность каждого индивида чувствовать себя героем на общем фоне победы сменилась героизмом через признание своего бессилия в индивидуальном проявлении.

Автор: Газолишин Владислав, Директор секции АРТ-терапии АППУ, психоаналитик